• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Москва, 
ул.Шаболовская, д.26, корпус 4 , ауд.4207

E-mail: uchr@hse.ru

Руководство
Кафедра управления человеческими ресурсами: Заведующий кафедрой Зеленова Ольга Игоревна
Глава в книге
Организационные факторы проведения оценки персонала в компаниях, действующих на российском рынке

Мондрус О. В., Кабалина В. И., Самигуллин О. Р. и др.

В кн.: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА И КАЧЕСТВО ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ XXI ВЕКА. Скифия-принт, 2020. Гл. 25. С. 268-279.

Препринт
Research of labor interests in the personnel management system

Lobanova Tatiana.

behavsci. ID: behavsci-657165. Behavioral Sciences Journal, 2019

Теория и практика управленческого консультирования

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели

Рыкина Мария Николаевна

Рыкина Мария Николаевна

Программа дисциплины

Аннотация

Включение дисциплины «Теория и практика управленческого консультирования» вызвано с возрастанием внимания к оказанию компаниям интеллектуальных услуг по диагностике и осуществлению регулируемых организационных изменений. В программе курса управленческое консультирование рассматривается как область бизнеса. Анализируются основные принципы построения консультант-клиентских отношений и этапы реализации консультационного проекта. В результате освоения курса студенты получают представление об общих принципах использования внешних консультантов для повышения конкурентоспособности компании.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получение базовых знаний по основным компонентам теории и практики управленческого консультирования в увязке с проблематикой стратегического менеджмента и корпоративного управления;
  • Понимание круга вопросов диагностики состояния организации и организационных интервенций с целью повышения ее конкурентоспособности
  • Получение навыков самостоятельной аналитической работы в обширном информационном поле рассматриваемой проблематики, навыков аналитических обобщений получаемых результатов и их презентации, подготовки и принятия управленческих решений в условиях неопределенности, и консультирования
  • Введение в круг вопросов и деловых взаимоотношений, с которыми выпускникам в своей профессиональной карьере предстоит встретиться при работе
  • Формирование навыков разработки и презентации консультационных проектов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание базовых концепций и принципов, методы и механизмы управления консультационным проектом;
  • Знание основных кругов вопросов, возникающих при подготовке и проведении проектов управленческого консультирования
  • Умение планировать и осуществлять организационную диагностику и целенаправленным образом обобщать ее результаты для выработки рекомендаций по проведению изменений в клиентской организации
  • Умение разрабатывать систему организационных интервенций с целью решения стратегических тактических и оперативных задач компании
  • Умение ориентироваться в мире управленческого консультирования
  • Имеет навыки самостоятельной аналитической работы в информационном пространстве данных о со-стоянии организаций реального сектора экономики и конкретных хозяйствующих субъектов
  • Имеет навыки работы с материалами и документами клиентских организаций
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Консультирование как бизнес
    Понятие о консультировании. Виды и области консультирования. Консультационные услуги в различных областях управления. Масштабы консультирования как бизнеса. Динамика роста консультационных услуг в мире. Управленческий консалтинг как инфраструктура бизнеса и перспективы его развития. Возможные роли консультанта. Оценка клиентами потенциальных неприятностей, связанных с обращением к консультантам.
  • Этапы консультационного проекта
    Этап I. Получение заказа на консультационный проект. Первый контакт с клиентом. Определение общей задачи. Подготовка и представление предложения клиенту. Этап II. Организационная диагностика. Цели и масштабы диагностики. Представление результатов диагностики. Этап III. Согласование и проведение организационных интервенций. Определение сроков и желательных результатов. Обратная связь с клиентом. Этап IV. Подведение итогов и завершение консультационного проекта. Представление результатов. Оценка консультационного проекта.
  • Проблема консультант-клиентских отношений
    Консультационный проект с точки зрения заказчика. Роль заказчика в консультационном проекте. Психологические причины сопротивления усилиям консультанта. Цели консультанта в построении эффективных отношений с клиентом. Проблема ответственности клиента и консультанта за результаты консультационного проекта. Этические проблемы консультирования.
  • Корпоративная культура
    Понятие о корпоративной культуре. Дискуссии вокруг этого понятия. Уровни корпоративной культуры по Э.Шайну: артефакты, нормы и ценности, базовые предположения. Функции корпоративной культуры: своеобразие (уникальность) организации, здравый смысл, обеспечение социальной стабильности, коллективная преданность организации. Диалектическая природа корпоративной культуры: сохранение своеобразия и сопротивление изменениям. Проблема диагностики корпоративной культуры. Проблема формирования корпоративной культуры. Роль создателя (лидера) организации в построении корпоративной культуры.
  • Организационная диагностика
    Цели организационной диагностики. Условность разделения методов диагностики и организационных интервенций. История организации как источник информации при организационной диагностике. Системный подход к организационной диагностике. Модели организации как основа диагностики (7С, «шесть ячеек» Вайсборда, модель Берка-Литвина). Интервьюирование. Типы и формы интервью (фокусированное, частично фокусированное, свободное; индивидуальное, групповое, фокус-группа). Приемы интервьюирования. Запись результатов интервью. Проведение опросов. Правила составления анкет. Формы анкетирования. Методы обработки результатов опроса. Наблюдение. Участие во внутриорганизационных мероприятиях. Включенное наблюдение. Изучение документов. Типы документов для изучения. Подготовка отчета по итогам организационной диагностики. Достоинства и ограничения различных форм организационной диагностики. Ограничения организационной диагностики как метода изучения организации.
  • Организационные интервенции
    Понятие об организационной интервенции. Типология интервенций. Требование системности интервенций. Критерии эффективности организационных интервенций. Понятие об организационном развитии. Индивидуальные интервенции. Развитие менеджмента. Консультант как наставник. 4 Групповые интервенции. Структурные интервенции. Тренинг как интервенция. Метод обучения действием как организационная интервенция. Проблемы выбора и сравнительной эффективности организационных интервенций раз-личных типов.
  • Области и специфика экспертного консультирования
    Консультирование в области финансового менеджмента. Аудит как форма консультирования. Маркетинговое консультирование. Разработка бизнес-плана. Юридическое консультирование (подготовка учредительных документов, консультирование в области контрактного права, разрешение межорганизационных конфликтов и пр.). Разработка информационных систем и системная интеграция как форма консалтинга. Обучение персонала организации как форма экспертного консультирования. Проблема системности подхода при экспертном консультировании.
  • Процессное консультирование
    Преимущества и ограничения процессного консультирования. Системный характер процессного консультирования. Кругозор процессного консультанта. Профессиональные навыки процессного консультанта. Фасилитаторство. Управление конфликтами. Взаимосвязь процессного и экспертного консультирования.
  • Маркетинг консалтинговых услуг
    Особенность консультационных услуг как объекта маркетинга. Рынок консультацион-ных услуг и его динамика. Консультирование как outsourcing. Определение сегмента рынка, оценка его объема. Приемы маркетинга. Разработка рекламных и представительских материалов. Рекомендации по итогам выполнения проекта как средство маркетинга. Этические аспекты конкуренции в области консультирования. Профессиональные публикации как элемент маркетинга. Открытые семинары как элемент маркетинга консультационных услуг. Информационная система консультанта и ее использования для маркетинга профессиональных услуг.
  • Бюджет консультационного проекта
    Платные и бесплатные услуги консультанта. Компоненты бюджета консультационного проекта. Затраты времени консультанта. Прямые издержки на осуществление консультационного проекта. Схемы оплаты консультационных услуг. Плата за единицу времени. Система retaining. Твердая (паушальная) плата. Оплата в зависимости от результата. График платежей. Выставление счета клиенту и сопроводительная информация. Налогообложение консультационных услуг
  • Перспективы развития управленческого консультирования в России
    Потребность российских организаций в консультационных услугах. Уровень осведомленности российских менеджерах об управленческом консультировании. Особенности российского менеджмента, способствующие и препятствующие развитию рынка консалтинговых услуг в области менеджмента.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
  • неблокирующий Домашнее задание
  • блокирующий Экзамен
    Экзаменационная работа выполняется в письменной виде и состоит из ответов на вопросы из двух разделов (вопросы с множественным выбором и открытые вопросы). Общая сумма баллов за правильные/полные ответы составляет 100 баллов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Домашнее задание + 0.2 * Работа на семинарских занятиях + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Организационная культура и лидерство : учебник, Шейн Э. Х., Жильцова С., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Пятая дисциплина : искусство и практика самообучающейся организации, Сенге П. М., Пинскер Б. С., 1999