• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Москва, 
ул.Шаболовская, д.26, корпус 4 , ауд.4207

E-mail: uchr@hse.ru

Руководство
Кафедра управления человеческими ресурсами: Заведующий кафедрой Зеленова Ольга Игоревна
Глава в книге
Организационные факторы проведения оценки персонала в компаниях, действующих на российском рынке

Мондрус О. В., Кабалина В. И., Самигуллин О. Р. и др.

В кн.: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА И КАЧЕСТВО ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ XXI ВЕКА. Скифия-принт, 2020. Гл. 25. С. 268-279.

Препринт
Research of labor interests in the personnel management system

Lobanova Tatiana.

behavsci. ID: behavsci-657165. Behavioral Sciences Journal, 2019

HR-метрики

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «HR-метрики» является базовым для магистерской программы «HR-аналитика». Его базируется на следующих дисциплинах: «Управление персоналом / Управление человеческими ресурсами»; «Стратегическое управление персоналом и организационная эффективность»; «Экономика для менеджеров»; «Финансовый и нефинансовый учет и отчетность». Основные положения курса «HR-метрики» должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин: «HR аналитика: базовые и продвинутые методы»; «Smart HR: цифровые технологии в управлении талантами», а также при разработке инструментария для проведения прикладного исследования в рамках написания магистерской диссертации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются: – формирование системного представления о структуре метрик, характеризующих систему управления человеческими ресурсами организации, ее отдельные функции и результаты деятельности персонала; – овладение основными инструментами и методами расчета HR-метрик, их оценки и интерпретации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает структуру HR-метрик и их взаимосвязь с ключевыми показателями эффективности компании
  • Понимает отличие HR-метрик от HR-KPI
  • Знает современные подходы и методы оценки HR-эффективности
  • Умеет выбирать адекватные методы оценки HR-эффективности в зависимости от поставленных задач оценки, заинтересованных в ней лиц, используемых HR-метрик
  • Знает основные HR-процессы компании
  • Умеет проектировать основные HR-процессы компании
  • Знает систему метрик, применяемых для оценки HR-процессов
  • Умеет оценивать эффективность HR-процессов и разрабатывать предложения по их оптимизации
  • Знает структуру затрат организации на персонал
  • Умеет разрабатывать бюджет для конкретной HR-функции
  • Умеет анализировать HR-бюджет и выявлять направления для его оптимизации
  • Знает структуру показателей HR-эффективности Saratoga Institute
  • Умеет выбирать показатели для построения стратегической карты компании по HR и системы HR-KPI
  • Понимает назначение и область применения системы HR-показателей Saratoga Institute
  • Умеет разрабатывать стратегическую карту компании по HR
  • Умеет разрабатывать систему HR KPI
  • Знает структуру метрик психометрической оценки персонала
  • Знает методы и инструменты психометрической оценки, условия их применения и ограничения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Система HR-метрик компании. HR-метрики в цепочке взаимосвязей ключевых показателей эффективности компании. HR-Dashboard.
    Система HR-метрик компании и ее место в оценке HR-эффективности. Заинтересованные стороны, выгоды организации от оценки HR-эффективности. Система управления эффективностью деятельности организации (Business Performance Management System) и ее ключевые элементы: система управления результатами бизнеса, система управления эффективностью персонала, организационный контекст. Технологии управления результатами бизнеса и эффективностью персонала: сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard), система ключевых показателей эффективности (Key Performance Indicators), система управления по целям (Management by objectives), управление компетенциями (Competence Management). Подходы к формированию набора показателей эффективности компании. Критерии выбора и виды показателей эффективности. Взаимосвязь ключевых показателей эффективности организации. HR-KPI в цепочке взаимосвязей ключевых показателей эффективности организации. Взаимосвязь функциональных целей, критических факторов успеха и ключевых показателей эффективности деятельности организации (в том числе в HR). HR-метрики, управляемые директором по персоналу. HR Dashboard.
  • Подходы и методики применения HR-метрик для мониторинга и оценки HR-эффективности компании.
    Подходы к оценке HR-эффективности и используемые в них HR-метрики: метод Saratoga Institute, методика Ж. Фитц-Енца и Б. Дэвисон, методика Б. Беккера, М. Хьюзлида и Д. Ульриха, методика Л.В. Карташовой и Ю.Г. Одегова, модель М. Хьюзлида и Б. Беккера, исследование М. Паттерсона, управление по целям (Management by objectives), анализ мнений заинтересованных сторон (Stakeholder concept), сравнение показателей по УЧР (Human resources benchmarking). Практические методики оценки HR-эффективности и используемые в них HR-метрики: экспертные оценки, внутренние обзоры, контроль затрат, HR-служба как центр прибыли, бухгалтерский учет в сфере УЧР (Human Resources Accounting), оценка отдачи от инвестиций в персонал (ROI HC, Return of investment on human capital), модель Дж. Филлипса, модель Д. Ульриха, сбалансированная система показателей эффективности УЧР. HR-аудит – комплексный метод оценки HR-эффективности. HR-аналитика, работа с «большими данными» (Big Data).
  • HR бизнес-процессы: проектирование и система метрик
    Проектирование бизнес-процессов: структура, технологии моделирования. Основные HR-процессы. Система метрик для оценки эффективности HR-процессов. Оптимизация HR-процессов.
  • HR-бюджет: структура затрат на персонал, направления и способы оптимизации
    Место затрат на персонал в общих затратах организации. Классификация затрат на персонал. Международная стандартная классификация стоимости труда (затрат на персонал). Структура затрат на персонал: российская практика. Налоговая нагрузка на заработную плату. Структура фонда оплаты труда. Структура затрат на подбор, развитие и обучение персонала, компенсационный пакет, корпоративные программы. Накладные расходы на персонал. Бюджетирование и его основные элементы. Виды центров финансовой ответственности: центр затрат, центр прибыли, центр доходов, центр инвестиций. Подходы к процессу и алгоритм бюджетирования. Факторы, влияющие на бюджетирование затрат на персонал. HR-бюджет как часть общего бюджета организации. Документы, регулирующие разработку HR-бюджета. Этапы процесса HR-бюджетирования. Форматы ведения HR-бюджета. Структура HR-бюджета. Способы «защиты» затрат (на примере затрат на обучение персонала). Оптимизация затрат на персонал.
  • Эталонные показатели эффективности программ по УЧР Saratoga Institute
    Эталонные показатели эффективности программ по УЧР Saratoga Institute: организационная эффективность, структура человеческих ресурсов, компенсации, льготы, обучение и развитие, увольнения, кадровое обеспечение. Примеры расчета показателей оценки HR-эффективности и HR-службы в российских бизнес-организациях. Исследования PwC Saratoga.
  • Сбалансированная система показателей (HR-метрик), измеряющих эффективность HR-процессов и HR-службы
    Показатели оценки эффективности HR-функций (процессов) и HR-службы. Зависимость показателей оценки эффективности от этапа развития HR-службы. Построение сбалансированной системы показателей HR-эффективности. HR-метрики и HR-KPI. Архитектура стратегической карты по HR. Каскадирование стратегических приоритетов организации на HR-службу.
  • Психометрика в HR
    Психометрическая оценка персонала. Структура метрик психометрической оценки. Инструменты психометрической оценки персонала. HR digital в психометрике: практика и проблемы применения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Реферат
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в форме теста с использованием асинхронного прокторинга. Асинхронный прокторинг означает, что за всеми действиями студента во время проведения экзамена будет “наблюдать” компьютер. Процесс проведения экзамена записывается, анализируется искусственным интеллектом и человеком (проктором). Пожалуйста, будьте внимательны и чётко следуйте инструкциям! Платформа проведения: Экзамен проводится на платформе StartExam, онлайн платформе для проведения тестовых заданий. Ссылка на прохождение экзаменационного задания будет доступна студенту в РУЗ. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://eduhseru-my.sharepoint.com/:b:/g/personal/vsukhomlinov_hse_ru/EUhZkYaRxQRLh9bSkXKptkUBjy7gGBj39W_pwqgqqNo_aA?e=fn0t9N Для участия в экзамене студент обязан: Подготовить документ, удостоверяющий личность (паспорт, разворот с именем и фотографией) для идентификации перед началом выполнения экзаменационного задания; Проверить работу видеокамеры и микрофона, скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель); Подготовить необходимые для выполнения экзаменационных заданий инструменты: ручка, чистый лист бумаги; На компьютере необходимо выключить все приложения, вкладки браузера, кроме: вкладки с платформами StartExam и Examus. В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, необходимо за 7 дней до даты проведения экзамена проинформировать об этом сотрудника учебного офиса для принятия решения о дальнейшем участии студента в экзаменах. Вопрос о переносе экзамена решается согласно временному положению о проведении промежуточной аттестации 2020 НИУ ВШЭ. Правила проведения экзамена: Основные правила проведения экзамена установлены регламентом прохождения экзамена с применением технологии асинхронного прокторинга в рамках промежуточной аттестации. Дополнительно, на данном экзамене студенту разрешено: Пользоваться ручкой и чистым листом бумаги в качестве черновика. Нарушения связи: Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam не более 5 минут в течение экзамена. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam на более чем 5 минут в течение экзамена и является основанием для принятия решения о прекращении экзамена. В случае долговременного нарушения связи с платформой StartExam во время выполнения экзаменационного задания, студент должен зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о пересдаче экзамена.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Активность на семинарах + 0.4 * Реферат + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Сбалансированная система показателей : от стратегии к действию, Каплан Р. С., Нортон Д. П., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Babarytskyi Oleksandr V. (2017). The Formation of a Staff Costs Management System: the Project Approach. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A3AF2D94
  • BusinessNews Publishing. (2014). Summary: The HR Scorecard : Review and Analysis of Becker, Huselid and Ulrich’s Book. [N.p.]: Business Book Summaries. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1248040
  • Chux Gervase Iwu, Lloyd Kapondoro, Michael Twum-Darko, & Thobekani Lose. (2016). Strategic Human Resource Metrics: A Perspective of the General Systems Theory. Acta Universitatis Danubius: Oeconomica, (2), 5. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsdoj&AN=edsdoj.0ead3e3066e7416ca6c7a3bb880a3f21
  • Cripps, B. (2017). Psychometric Testing : Critical Perspectives. Chichester, West Sussex, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1481321
  • Duan, Y. P., Wei, J., Hong, X., Cao, J. Y., Shi, L. L., Zhao, X. H., … Shan, G. L. (2019). [Psychometric Evaluation of the Union Physio-Psycho-Social Assessment Questionnaire]. Zhongguo Yi Xue Ke Xue Yuan Xue Bao. Acta Academiae Medicinae Sinicae, 41(5), 615–621. https://doi.org/10.3881/j.issn.1000-503X.10960
  • Edwards, M. R., & Edwards, K. (2019). Predictive HR Analytics : Mastering the HR Metric (Vol. 2nd Edition). New York: Kogan Page. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2037089
  • Fermin Diez, Mark Bussin, & Venessa Lee. (2019). Fundamentals of HR Analytics : A Manual on Becoming HR Analytical. Bingley: Emerald Publishing Limited. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2204225
  • K. Sripathi, & Dr. C. Madhavaiah. (2018). Effectiveness of HR Metrics and HR Analytics in the Evolution of HR as a Strategic Business Partner. https://doi.org/10.5281/zenodo.1327587
  • Mirfakhar, A. S. (2019). Effective Implementation of HR Practices: A Multi-Actor Perspective. Universitat Ramon Llull, 2019. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edstdx&AN=edstdx.10803.667294
  • Netten, C. P. M., Choenni, R., & Bargh, M. S. (2019). The praxis of HR analytics. Pappas I., Mikalef P., Dwivedi Y., Jaccheri L., Krogstie J., Mäntymäki M. (Eds) Digital Transformation for a Sustainable Society in the 21st Century. I3E 2019. Lecture Notes in Computer Science, Vol 11701, 190–202. https://doi.org/10.1007/978-3-030-29374-1_16
  • Numminen, I. (2018). DEVELOPMENT OF HR SCORECARD, A TOOL FOR MEASURING THE STRATEGY EXECUTION WITHIN HR FUNCTION - Case: M-real. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.30F88BD4
  • Patel, S. (2010). Empowering Human Capital Management Through HR Metrics. Electric Light & Power, 88(1), 24. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=48132757
  • Price, L. R. (2017). Psychometric Methods : Theory Into Practice. New York: The Guilford Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1437240
  • Samchuk Kateryna I. (2017). Evaluating and Calculating the Costs for Staff Recruitment. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.762221D7
  • Sen, A., & Haque, S. (2016). HR Metrics and the Financial Performance of a Firm. Journal of Management Research (09725814), 16(3), 177–184. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=120088658
  • Thakur, S. J. (2017). Predictive HR analytics: Mastering the HR metric. Personnel Psychology, 70(2), 507–508. https://doi.org/10.1111/peps.12221
  • Wawer, M. (2018). The Use of HR Metrics in Human Resources Management. Przedsiębiorczość i Zarządzanie / Entrepreneurship and Management, 303. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbaz&AN=edsbaz.171525065
  • Кармыс, Г. С., & Бастаубаева, А. Ж. (2018). Swot И Pest Анализ Цифровизации Hr-Процессов Госслужбы Казахстана. Public Administration Issues, (1), 140–163. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=poh&AN=128989279